Многие знают о механизме Event-Dispatcher-Listener'ов, реализованному во многих языках программирования. Я же создам подобный механизм не для Event'ов, а для любого метода объекта Javascript — Object.
Я не претендую на оригинальность, нет. Основная цель статьи — рассмотреть интересные механизмы прототипирования в Javascript, создание декораторов и, собственно, постараться хоть немного раскрыть мощь и гибкость это чудесного языка, который так часто обижают и недооценивают.
UPD1: краткое содержание:
1. Создание декоратора на Javascript
2. Создание механизма Function call listener с помощью декораторов
UPD2: от 09.06.2009
В конце статьи я добавил раздел Update: Decorator Mark II. В нём — исправления и улучшения (я не перекраивал всю статью из-за этого)
Итак, первый (и, надеюсь, не последний) рецепт в моей поваренной книге Javascript.
Блюдо
Function Call Listener, фаршированный (многофункциональный), запечённый в собственном соку (без использования каких-то библиотек, на чистом Javascript).
Ингредиенты
1. Понимание прототипирования в Javascript
2. Понимание анонимных функций Javascript
3. Приблизительное знание класса Function
Не пугайтесь, я опишу ингредиенты поподробней.
Рецепт
Нырнём на пару метров вглубь
Итак, приступим. Вначале позаимствуем небольшого помощника у John Resig'а (из его книги):
Function.prototype.method = function(methodName, f) { return this.prototype[methodName] = f; }
Что делает этот метод? Дословно: он позволяет легко добавлять новый метод в прототип текущей функции.
Как вы знаете, функция в Javascript является также классом и конструктором класса (не бейте, сдаюсь — нет в Javascript никаких классов, в привычном понимании).
Верно и следующее: конструктор любого класса — это функция (или по-научному — экземпляр класса Function).
Исходя из принципов прототипирования — после добавления нового метода method(...) в прототип класса Function, у всех экземпляров класса Function появился новый метод method(...) (но помни: в Javascript нет никаких методов, Нео).
Любой класс — Object, Array, Number, YourClassName — является экземпляром класса Function, т.е. просто функцией. А значит у нас появились: Object.method(...), Array.method(...), YourClassNam.method(...)
Если считать функцию — привычным классом, то мы по сути добавили статический метод всем-всем-всем классам (Javascript реально вставляет :-) ).
Строим декоратор
Ладно, хватит о гениальном. Перейдём теперь к моему коду:
Function.method("decorate", function(f) { var oldMe = this; var newMe = f; newMe.old = oldMe; return newMe; })
Вуаля! Как я говорил, класс Function сам по себе является функцией, или экземпляром класса Function (а-а-а :-))
А значит, как только мы добавили:
Function.prototype.method = function(...) {}
У нас тут же появился Function.method(...) (уже не в прототипе, а в экземпляре класса Function)
После выполнения кода выше у нас появится новый метод Function.prototype.decorate(...). И опять же — метод появился в прототипе Function, а значит и во всех-всех-всех классах. Но вот тут как раз мне это не принципиально, а важно лишь присутствие метода decorate(...) у всех функций.
Что делает метод decorate(...)?
// сохраняем старую функцию var oldMe = this; // возвращаем переданную в метод новую функцию, которая "за пазухой" хранит старую. var newMe = f; newMe.old = oldMe; return newMe;
Конечно этот код можно сильно сократить, но так — более наглядно.
Но это не всё, самое интересное — впереди. Вы думаете я зря назвал мой метод — decorate? Нет, не зря! Это и есть знакомый многим декоратор.
Пример декорирования
Создадим простенький класс:
// мега-класс, содержащий число function MyCoolNumber(initNumber) { this.value = initNumber; }
Но число ли? Нет, конечно. Я могу передать туда всё, что угодно.
new MyCoolNumber('на ура') // пройдёт "на ура"
Но что же делать? Мне категорически не хочется менять конструктор. Выход есть: напишем декоратор для ограничения передаваемых параметров и применим его к нашему классу.
function strictArgs() { // здесь будет переменное число аргументов, поэтому я их не именую var types = arguments; // передаём типы return function() { var params = arguments; if (params.length != types.length) throw "Ошибка! Ожидалось " + types.length + " аргумент(ов), а пришло " + params.length; for (var i=0, l=params.length; i < l; i++) { if (!(params[i] instanceof types[i]) && !(params[i].constructor == types[i])) throw "Ошибка! Аргумент #" + (i+1) + " должен быть " + types[i].name; } arguments.callee.old.apply(this, arguments); // собственно, вызов "старой" функции } }
Вернёмся к нашему подопытному:
function MyCoolNumber(initNumber) { this.value = initNumber; } MyCoolNumber = MyCoolNumber.decorate(strictArgs(Number)) new MyCoolNumber(); // Ошибка! Ожидалось 1 аргумент(ов), а пришло 0 new MyCoolNumber(1, 2, 3); // Ошибка! Ожидалось 1 аргумент(ов), а пришло 3 new MyCoolNumber("строка"); // Ошибка! Аргумент #1 должен быть Number var x = new MyCoolNumber(6); // OK! alert(x.value) // 6, что и следовало ожидать, значит декоратор отработал нормально.
Рассмотрим всё это безобразие повнимательнее. Начнём с момента применения декоратора.
вызывается ф-ция strictArgs с одним аргументом — Number
var types = arguments; // мы сохраняем аргументы вызова функции strictArgs(...) в переменную types, которая по сути содержит сейчас [Number] - массив из 1 эл-та: класса Number. Конечно объект типа Arguments - это не массив, но сейчас не об этом, и будем считать его массивом
strictArgs(...) возвращает новую ф-цию, внутри которой:
var params = arguments; // мы точно так же сохраняем аргументы вызова, но уже аргументы, переданные в наш будущий обновлённый MyCoolNumber;
начинаем сравнивать эти 2 массива на совпадение размерностей и типов
мы декорируем ф-цию MyCoolNumber той, которая вернулась из strictArgs(...)
Заметим: связь оригинальной ф-ции с декоратором осуществляется через arguments.callee.old.apply(this, arguments):
arguments — стандартный объект для описания аргументов вызываемой функции
arguments.callee — сама функция-декоратор
arguments.callee.old — помните, что такое — old? Когда мы передаём функцию-декоратор в метод decorate(...), он добавляет этой ф-ции атрибут old, ссылающийся на «старую» ф-цию
arguments.callee.old.apply(...) — стандартный метод класса Function. Не буду о нём, скажу лишь, что он вызывает ф-цию с заданным scope и arguments
arguments.callee.old.apply(this, arguments) — собственно, подтверждение вышесказанного
Вот так, вроде бы на основных моментах я заострил внимание.
Ах да, забыл! Как «скинуть» с функции декоратор и вернуть старую? Нет ничего проще:
Function.method("recover", function() { return this.old || this; })
Теперь продолжим!
Смотрим на объект, слушаем методы
Мы плавно подходим к завершению моего рецепта. Еще чуть-чуть специй, и можно в топку… тьфу, в духовку! :)
Object.method('before', function(methodName, f){ var method = listenerInit.call(this, methodName); if (method) method.listenersBefore.push(f); }) Object.method('after', function(methodName, f){ var method = listenerInit.call(this, methodName); if (method) method.listenersAfter.push(f); })
Как можно догадаться, всё самое важное происходит внутри некой ф-ции listenerInit(...), но о ней — позже. Пока-что просто поверим, что она делает все необходимые приготовления.
Как добавить listener — понятно. Теперь нужна возможность его «убрать»:
Object.method('removeBefore', function(methodName, f){ var method = listenerInit.call(this, methodName); if (method) { var _nl = []; while (method.listenersBefore.length) { var _f = method.listenersBefore.shift(); if (_f != f) _nl.push(_f); } method.listenersBefore = _nl; } }) Object.method('removeAfter', function(methodName, f){ var method = listenerInit.call(this, methodName); if (method) { var _nl = []; while (method.listenersAfter.length) { var _f = method.listenersAfter.shift(); if (_f != f) _nl.push(_f); } method.listenersAfter = _nl; } })
Может этот способ и не оптимальный, я просто взял первый из головы.
Наконец-то, венец этого рецепта, связь декоратора и event-listener схемы — та самая ф-ция listenerInit:
function listenerInit(methodName) { var method = this[methodName]; if (typeof method != "function") return false; // продекорировано, или ещё нет? if (!method.listenable) { this[methodName] = method.decorate(function(){ var decorator = arguments.callee; decorator.listenable = true; var list = decorator.listenersBefore; for (var i = 0, l = list.length; i < l; i++) { if (typeof list[i] == "function" && list[i].apply(this, arguments) === false) return; } var ret = decorator.old.apply(this, arguments); list = decorator.listenersAfter; for (var i = 0, l = list.length; i < l; i++) list[i].apply(this, arguments); return ret; }); method = this[methodName]; } method.listenersBefore = method.listenersBefore instanceof Array ? method.listenersBefore : []; method.listenersAfter = method.listenersAfter instanceof Array ? method.listenersAfter : []; return method; }
Эту функцию можно условно разделить на блоки.
Блок 1: проверка — не обманывают ли нас, есть ли в этом объекте такой метод?
var method = this[methodName]; if (typeof method != "function") return false;
А в конце видим: return method, т.е. listenerInit(...) возвращает либо false, либо уже «украшенный» метод.
Блок 2: создание соответствующего декоратора, если таковой ещё не определён.
Что же в этом декораторе?
Запускаем все listener'ы из массива listenersBefore. Если хоть 1 из них возвращает Boolean false — прекращаем выполнение
Вызов базового метода
Запускаем все listener'ы из массива listenersAfter
Декоратор возвращает то значение, которое вернул базовый метод
Блок 3: инициализация массивов method.listenersBefore и method.listenersAfter.
Плюшки
Модификация 1: спрячем ф-цию listenerInit с глаз долой. Для этого используем Javascript-замыкание:
(function(){ // listenerInit(...) и все-все-все // ..... })()
Модификация 2: загрязнять стандартные классы вроде Object — очень плохо, поэтому можно модифицировать ваш конкретный класс:
YourClass.method('before', function(methodName, f){ var method = listenerInit.call(this, methodName); if (method) method.listenersBefore.push(f); })
Ну и так далее. Как говорится — нет предела совершенству!
Всё! Пирог слеплен, теперь в духовку (т.е. в ваш мозг) на пол-часа, и — готово. Приятного аппетита!
Как это есть
Ну и конкретный пример использования:
// Создадим простенький класс var Num = function(x) { this.x = x; } // Опишем прототип Num.prototype.x = null; Num.prototype.getX = function() { return this.x; }; Num.prototype.setX = function(x) { return this.x = x; } // Создадим экземпляр var t = new Num(6); // Добавим слушателя after t.after("getX", function(){ alert('Поздравляем! Ваш X == ' + this.x + '!'); }) // Добавим слушателя after t.after("getX", function(){ alert('И ещё раз поздравляем!'); }) // Добавим слушателя before, с проверкой var f = function(x){ if (x < 0 || x > 10) { alert('Нет! Значение должно быть в отрезке [0, 10]'); return false; } } t.before("setX", f) // поиграем: t.getX(); // Поздравляем! Ваш X == 6! -> 'И ещё раз поздравляем! -> вызов базового getX(...) t.setX(100); // Нет! Значение должно быть в отрезке [0, 10] -> базовый setX(100) - не вызвался alert(t.x); // 6 t.setX(4); // Всё ОК, вызывается базовый метод setX(4) alert(t.x); // 4 t.removeBefore("setX", f) // удаляем нашу проверку f(...) t.setX(100); // всё ОК, сработал базовый setX(100) alert(t.x); // 100
Кстати, весь приведённый код — кросс-браузерный, таков мой принцип работы.
Вывод
Надеюсь что моя стряпня вам понравилась. Пишите, буду рад ответить на вопросы. И поверьте — Javascript действительно очень мощный, гибкий и класный язык программирования, хоть и скриптовый.
Update: Decorator Mark II
UPD: 09.06.2009
Прошло время с написания статьи и я нашёл в моей реализации ошибки и недостатки. Но я не хочу перекраивать статью, и не хочу создавать новую. Поэтому встречайте здесь и сейчас: Decorator Mark II!
1. Улучшен Function.method(...)
// Теперь мы можем как задавать метод, так и доставать его Function.prototype.method = function(methodName, f) { if (typeof f != "undefined") this.prototype[methodName] = f; return this.prototype[methodName]; }
2. Улучшен метод restore(...)
// Теперь мы можем достать как ближайшую "украшенную" ф-цию, так и самую первую в цепочке Function.method("restore", function(fullRestore){ var ret = this.old || this; while (fullRestore && ret.old) { ret = ret.old; } return ret; })
3. Добавлен метод decorateMethod(...)
// специально для декорирования методов Function.method("decorateMethod", function(methodName, decorator){ var f = this.method(methodName); if (!f) return null; f.name = methodName; f = f.decorate(decorator); return this.method(methodName, f); })
4. (важно!) Исправлен/изменён метод decorate(...)
Function.method("decorate", function(decorator){ // Сохраняем исходную функцию var oldFunc = this; // Важно! теперь возможно нормальное пере-использование одного и того же декоратора. // Теперь мы его никак не трогаем и не изменяем, а создаём и возвращаем новую ф-цию. // Однако теперь декоратор первым аргументом всегда будет получать некий объект, // в котором -- original: oldFunc (оригинал) и decoratorInstance: f (настоящий декоратор) var f = function(){ return decorator.apply(this, [{original: oldFunc, decoratorInstance: f}].concat([].slice.apply(arguments))) } // Сохраняем оригинал ф-ции - в decoratorInstance f f.old = oldFunc; // Восстанавливаем прототип и конструктор ф-ции. // Это необходимо для сохранения ф-ции как конструктора. f.prototype = this.prototype; f.prototype.constructor = f; // Восстанавливаем имя ф-ции. Откуда оно вообще берётся? Можно задать вручную. //Или см. выше, новый метод decorateMethod: в нём это задаётся. f.name = oldFunc.name; // возвращаем декоратор return f; })
Если вы решите попробовать эти изменения (особенно касающиесь метода decorate(...)), то вам необходимо будет исправить примеры из этой статьи.
К примеру:
// По-старому function strictArgs() { var types = arguments; return function() { var params = arguments; //... return arguments.callee.old.apply(this, arguments); } }
надо изменить на:
// По-новому function strictArgs() { var types = arguments; return function(dScope) { var original = arguments[0].original; // или можно dScope.original var arguments = Array.prototype.slice.call(arguments, 1); var params = arguments; //... return original.apply(this, arguments); } }
Постоянные ссылки
При копировании ссылка на TeaM RSN обязательна!